Средний коридор : сухопутная морская альтернатива Северному пути.
Присоединение Китая к акционерам железнодорожного консорциума Middle Corridor Multimodal Ltd.(MCMM) — совместного предприятия железных дорог Казахстана, Азербайджана и Грузии — знаменует собой системный сдвиг в географии и архитектуре трансъевразийских грузопотоков.
Это событие, зафиксированное на Втором форуме международного сотрудничества железнодорожного маршрута «Китай–Европа», отражает осознанную стратегию Пекина по диверсификации экспортно-импортных маршрутов в условиях геополитической нестабильности и растущей конкуренции между транспортными коридорами.
Обратите внимание, что ключевой участник процесса —
China Railway Container Transport Co., Ltd. (CRCT) — вступает в MCMM не просто как перевозчик, а как институциональный инвестор и операционный агент.Это означает, что китайская сторона намерена напрямую влиять на:
-стандартизацию процедур,
-цифровизацию документооборота
-координацию интермодальных узлов вдоль Среднего коридора.
Этот маршрут всё чаще рассматривается как альтернатива традиционному Северному коридору через Россию.
Очевидны и показатели роста проекта:И Казахстан и Китай демонстрируют устойчивую динамику в логистическом партнёрстве:
-Грузооборот между двумя странами за последнее десятилетие вырос более чем в 4,5 раза.
-Объём перевозок в 2025 году прогнозируется на уровне 35 млн тонн.
-Этот показатель подтверждает статус Казахстана как главного сухопутного транзитного хаба Евразии.
-Контейнерные перевозки за тот же период увеличились более чем в 5 раз, превысив 1,4 млн ДФЭ
За первые 10 месяцев 2025 г. количество контейнерных поездов, курсирующих по коридору ТМТМ (Транскаспийский международный транспортный маршрут), выросло на 12%.Это явный признак не только устойчивого спроса, но и зрелости операционной инфраструктуры в Казахстане, где активно реализуется амбициозная программа модернизации: 5 000 км железнодорожных путей находятся в стадии строительства или реконструкции. Это позволит уже в ближайшие годы увеличить пропускную способность на китайско-казахской границе до 100 млн тонн в год.
Почему это важно ?Изменения в структуре владения MCMM следует рассматривать в более широком контексте перестройки евразийских цепочек поставок.
По данным UNECE и IRU, Средний коридор (ТМТМ) уже в 2024 году увеличил долю в общем объёме контейнерных грузов между Китаем и ЕС до 15%, тогда как в 2021 году она не превышала 3–4%!
Сократился срок доставки:Среднее время доставки по маршруту Китай–Европа через Казахстан–Каспий–Грузия–Турция сегодня составляет 12–18 дней, что лишь незначительно уступает морскому пути через Суэц (30–35 дней), но существенно выигрывает по срокам у северного ЖД-варианта в условиях санкционных и логистических ограничений.
Китайское участие в MCMM — это элемент стратегии «многополярной логистики», которая позволяет Пекину снижать зависимость от отдельных транзитных юрисдикций и укреплять влияние на стандарты трансграничного сотрудничества.
При этом Казахстан, Грузия и Азербайджан получают не только инвестиции, но и гарантированный объём транзитных грузов — критически важный фактор для малых и средних транзитных экономик.
Присоединение такой компании как CRCT к MCMM — это сигнал о том, что Средний коридор переходит из стадии «альтернативной опции» в разряд стратегически приоритетных маршрутов евразийской логистики.
В сочетании с масштабной модернизацией инфраструктуры и ростом контейнерных потоков, этот шаг может ускорить формирование полноценной «сухопутной морской альтернативы» — с предсказуемыми сроками, стандартизированными процедурами и устойчивой к внешним шокам структурой управления.
Для международных грузоотправителей это означает появление новой, конкурентоспособной опции в портфеле маршрутов между Азией и Европой. В такой ситуации очень важен надежный партнер, который проконтролирует таможенное оформление транзитных грузов в соответствии с законодательством стран, через которые проходит партия товара.